11 марта 2019 год
70 лет Советской власти почти стёрли многовековые традиции постных предпасхальных семи недель. Постятся не многие, многие собираются это сделать, но не у всех выходит. Чтобы помочь пережить тяготы возрождающихся обычаев, мы обратились к классикам, чем питались в Великий Пост до революции в России.
Близкий друг А. С. Пушкина Пётр Андреевич Вяземский писал: «Известно, что в старые годы, в конце прошлого столетия, гостеприимство наших бар доходило до баснословных пределов. Ежедневный открытый стол на 30, на 50 человек было дело обыкновенное. Садились за этот стол, кто хотел: не только родные и близкие, знакомые, но и малознакомые, а иногда и вовсе не знакомые хозяину». Суеверные хозяева строго следили, чтобы за столом не оказалось 13 человек. Вера в приметы и суеверия была сильно распространена в дворянстве. О другом друге Пушкина Антоне Дельвиге, его двоюродный брат рассказывал: « Дельвиг был очень суеверен. Не говоря о 13-ти персонах за столом, о подаче соли, о встрече со священником на улице и тому подобных общеизвестных суевериях…». Не менее дурным предзнаменованием, в кругу русского дворянства, считалось не праздновать своих именин или дня рождения. Посетивший Российскую Империю в конце XVIII века граф Филипп Поль де Сегюр, с большой долей удивления писал: «Было введено обычаем праздновать дни рождения и именин всякого знакомого лица, и не явиться с поздравлением в такой день было бы невежливо. В эти дни никого не приглашали, но принимали всех, и все знакомые съезжались». Не меньшими суевериями были наполнены соблюдения церковных постов. По существу, пост и традиционный обед за столетия научились ладить между собой. Если нужно было идти на обед, то значит нужно, а раз нельзя есть мясные и молочные блюда, то значит нельзя! И от этого трапеза не становилась постной, т.е. не вкусной. Повара тех времен достигли совершенства используя продукты разрешенные в пост.
В начале обеда подавался рассольник. Готовили его просто. Для начала в кастрюле с кипятком припускались соленые огурчики, после чего в этой же воде отваривался картофель, нарезанный кубиками, и свежая капуста. Потом огурчики шинковали и смешивали с пережаренными кореньями. Эта смесь добавлялась в кипяток к варившимся овощам. За 5 минут до финала солили, перчили и клали лавровый лист, перед тем как снять кастрюлю с огня вливали стакан огуречного рассола. В вариации этого рассольника добавляли разные крупы и сушеные опята. Заедали эту похлёбку шаньгами с гречкой. Делали их тоже просто. Брали кислое тесто, раскатывали лепешки. На середину каждой выкладывали гречневую кашу, сваренную и перемешанную с луком либо отваренными сушеными грибами, лепешку заворачивали и ставили в духовой шкаф, пока тесто не зарумяниться. Есть такие шаньги лучше всего было тёплыми, поэтому подавали их в самую последнюю очередь. В конце трапезы гостям предлагался ягодный кисель.
|
В те дни, когда церковь разрешала рыбу, масло и вино подавалась рыбная солянка. В котелок заливалось растительное масло, клался мелко нарезанный лук и засыпалась мука. Всё это слегка обжаривалось. После чего в него вливали крутой рыбный бульон с огуречным рассолом и доводили до кипения. Добавляли мелко нарезанные опята, каперсы, оливки без косточек и снова доводи до кипения. Далее в котелок добавляли слегка обжаренную рыбу, соленые огурцы без кожуры, сушеные помидоры, лаврушку и соль, ждали ещё минут семь, пока рыба не будет полностью готова. Солянка была прозрачная с лёгким пурпурным оттенком, острым вкусом и рыбным ароматом с пряностями. К этому блюду обычно подавали расстегаи с рыбой. А на стол, для гостей, ставили графины с хересом.
Для закуски на столе всегда стояла грибная икра, кислая капуста, пироги луковники либо обычный черный хлеб и постное масло в глубокой чаше. Как оказалось, луковник это просто и вкусно. Процесс приготовления такой. Возьмите постное тесто и раскатайте семь тонких блинов. Нарубите крупно лук и спассеруйте на постном масле. Сковороду смажьте маслом, посыпьте тонким слоем муки, после чего положите первый блин, а на него выкладывайте, пассированый лук, поверх лука следующий блин, и так далее в несколько слоёв. После чего запекайте в печи до румяной корочки. Пирог подаётся горячим.
В пост не забывайте главное - важен не отказ от мяса, но духовное очищение. Ни какая еда вас не спасет, если в голове роятся черные мысли. И кстати, Новый Завет призывает поститься так, чтобы окружающим вас людям было весело, да и вам тоже. (Св. Евангелие от Матфея 6:16-21):
Вкусное вегетарианское блюдо салат с запечёнными, на открытом огне, овощами сервированный свежими листьями мирол. Рецепт Вегена Геворгяна шеф-повара ресторана Нор Баязет.
← Вернуться назад