ЧАЕВЫЕ ЭТО ПРОСТО?

Привет, рестоманы!
Как ваши кошельки после новогодних праздников? Потяжелели немного к середине февраля? 
Это ненадолго, ведь впереди несколько железобетонных поводов осчастливить близких подарками. Но не будем грустить, всех денег не заработаешь и маму без мимозы на 8 марта не оставишь. А хотите, заглянем в чужой карман? Обычно это довольно увлекательное занятие, хоть и не слишком приличное. Но мы потихоньку...
Начну, как обычно, издалека. Часто ли вы бываете довольны обслуживанием и оставляете на чай? Всегда ли официант может уверенно ответить на вопросы по составу блюд и скорости подачи? Интересуется мнением о съеденной еде? Хотя бы просто улыбается и регулярно появляется у столика? Иногда, становясь заложниками плохого сервиса, мы думаем: «Ах, такой-сякой официант! И за что ему чаевые оставлять?! Он ведь всего лишь принес тарелки. Еще и не слишком быстро». И нам кажется, что это очень несложная работа, которая еще и оплачивается не только работодателем, но и гостями.
А если разобраться, есть ли у нас причины для подобных размышлений? Традиция оставлять чаевые родилась в Англии на рубеже 16 и 17 веков. На английском языке чаевые звучат как "tips", и даже у себя на родине оно не имеет точного толкования. Есть версия, что это первые буквы фразы: "Для обеспечения скорости обслуживания", т.е. to insure prompt service, или TIPS. Исторические источники утверждают, что гость заходя в трактир бросал в металлический ящик монету, она падала туда со звоном, и как следствие, привлекала внимание персонала. Поэтому гость ожидал быстрое, и может быть, качественное обслуживание. Вот так за столетия у англосаксов сложилась традиция - гости стали оставлять просто чаевые. Многие прекрасно помнят импортные фильмы с довольно распространенным сюжетом – официант заработал на мечту, просто хорошо выполняя свою работу и получая за нее чаевые. И мечта часто очень недешевая.
Но в нашем общепите совсем всё по другому. И что же не так с нашими ресторанами? Мечты у людей перевелись? Почему сервис частенько прихрамывает на обе ноги - медленно, неинформативно, безынициативно? Как-то нелогично, что человек отказывается от живых денег, которые могут вот-вот упасть в его карман. Только вот в его ли? Думаю, вы уже догадались – не все так просто с чаевыми.
Помните телесериал «Кухня»? В сорок второй серии, этого общепитовского шедевра, речь идет о соревновании официантов, в котором побеждает тот, кто просто принес больше всех чаевых за смену. Не знаю, может в столицах все работает именно так, но у Челябинска свой уникальный путь. В нашем городе личный вклад не очень ценится руководителями и собственниками. Зато очень любят командобразовывать и командомотивировать. Если простыми словами - в течение рабочих часов официант, получая чаевые, складывает их в общак. А после закрытия и уборки эти деньги делятся между сотрудниками. В соответствии с установленными в ресторане правилами. Вариантов масса. Личные чаевые, конечно, тоже встречаются, но не так часто, как хотелось бы. Чаще всего какую-то часть суммы официант оставляет себе, а остальное отдает в копилку. И делится это потом, в том числена сотрудников, кто непосредственно с гостями не контактирует. Например, барменов, если стойка неконтактная. Кстати, распространяется дележ общака только на сотрудников зала. До поваров ваше добровольное поощрение не дойдет. Исключение - те случаи, когда вы прямо просите передать купюру сотруднику, который приготовил ваше блюдо.
Что получаем в итоге? Недостаточно замотивированного официанта. Какой смысл выкладываться по полной за маленький оклад и чаевые, которыми придется делиться? К тому же, нет толкового учета и контроля. Все, разумеется, знают, кто справляется лучше, кто хуже, но это очень на глазок. Рассчитывая на интуицию, премию не выдашь. Особенно если руководитель в зале появляется не так уж часто. Вот и получается иногда – кто-то работает с полной отдачей, а кому-то и так нормально.
И что скажете? Хотели бы поощрять сотрудников общепита адресно? Или и так сойдет? А сами согласились бы делиться полученными деньгами?

Поделилась наболевшим TastyStacy

← Вернуться назад

Добавить комментарий